Все, кто с уважением относится к таланту удивительной французской (русской по происхождению) актрисы Марины Влади, и особенно к её биографии, связанной с нашим замечательным поэтом, бардом и актёром Владимиром Высоцким, являвшимся её мужем, отметили 10 мая юбилей этой замечательной женщины. Говоря сегодня о ней, хочется вспомнить основные этапы её судьбы.

Она дочь русских эмигрантов, оказавшихся из-за Гражданской войны за пределами Родины, во Франции. Отец Марины, Владимир Поляков, – лётчик, вынужденно сменивший в эмиграции несколько профессий, – был человеком талантливым, обаятельным и неунывающим, во многом определившим жизненный путь дочери, выбор ею творческой, актёрской стези. Она сначала поступила в балетную школу парижской Оперы, а потом оказалась на съёмочной площадке фильма «Летняя гроза» (1949), ставшего её дебютом в кино.

Искренняя и обаятельная девочка, светлая и доброжелательная, взявшая псевдоним по имени своего отца, она уже в юности снялась в нескольких итальянских картинах. В 1953 году (в 15 лет) к ней пришёл первый большой успех. Молодая актриса ярко и незабываемо сыграла главную роль в фильме режиссёра А. Кайата «Перед потопом». Среди разнообразных работ Марины Влади – своенравная итальянка Анджела в фильме режиссёра Де Сантиса «Дни любви» (1954, Италия), Лесная дикарка в фильме «Колдунья» (1956), мужественная участница Движения Сопротивления в фильме «Приговор» (1958)… В 1963 за роль в фильме «Современная история» («Королева пчёл», режиссёр М. Феррери) Марина получила премию Международного кинофестиваля в Канне. В 1967 году она сыграла одну из главных ролей в фильме Ж.Л. Годара «Две или три вещи, которые я знаю о ней», в 1969 блеснула в фильме венгерского режиссёра М. Янчо «Сирокко».

Летом 1967 года Марина Влади стала участницей V Международного кинофестиваля в Москве. Тогда же, в июле, произошла её встреча с Владимиром Высоцким. Сначала она увидела его в спектакле Театра на Таганке «Пугачёв», где он играл роль Хлопуши. Вот как она вспоминала о тех впечатлениях в своей книге «Владимир, или Прерванный полёт»: «На сцене неистово кричит и бьётся полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное. Сцена наклонена под углом к полу, и цепи, которые держат четыре человека, не только сковывают пленника, но и не дают ему упасть… Меня пригласили посмотреть репетицию «Пугачёва», пообещав, что я увижу одного из самых удивительных исполнителей – некоего Владимира Высоцкого. Как и весь зал, я потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актёра. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно растворяются в тени. Все, кто был в зале, аплодируют стоя… Мы решаем провести остаток вечера у Макса Леона, корреспондента «Юманите». Он живёт недалеко от центра… Как только мы приезжаем к Максу, ты берёшь гитару. Меня поражает твой голос, твоя сила, твой крик. И ещё то, что ты сидишь у моих ног и поёшь для меня одной. Постепенно я начинаю постигать смысл, горький юмор и глубину твоих песен. Ты объясняешь мне, что театр – твоё ремесло, а поэзия – твоя страсть. И тут же, безо всякого перехода говоришь, что давно любишь меня…

Проходит время. Сначала я получаю нежное письмо из Москвы. Потом, как раз когда я размышляю над тем, что со мной происходит и почему мне так тоскливо, телефонный звонок обрывает мои невесёлые раздумья. Это ты. Я слышу тёплый тембр твоего голоса и русский язык, напоминающий мне об отце, которого я обожала, – и от всего этого у меня ком в горле. После разговора я кладу трубку и реву. «Ты влюблена, моя девочка», – говорит мама. Я стараюсь найти другое объяснение – много работы, устала, но в глубине души понимаю, что она права: я жду не дождусь встречи с тобой…»

Вскоре стало ясно, что судьба соединит их на несколько лет, вплоть до самой смерти поэта. Развитию отношений помог фильм Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа», в котором Марина Влади сыграет Лику Мизинову, а период съёмок, длившихся несколько месяцев, станет началом романа двух легендарных личностей, их любви. В их совместной жизни будет всякое: радость и счастье общения, трудности бытия, испытания и отчаяние. Но в последнем стихотворении Высоцкого, адресованном ей, которое она найдёт уже после его кончины, будут такие слова:

…Мне меньше полувека – сорок с лишним, –

Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед ним.

Она напишет о своей любви, времени, проведённом с любимым человеком, своей жизни и друзьях замечательную книгу, трепетную и вдохновенную. Сделает по этой книге искренний, пронзительный спектакль. Будет показывать его не только во Франции, но и в России. В общем, собравшись с силами, будет как-то жить и даже иногда сниматься в кино, которое она забросила в годы своей «русской любви»…

Всего же её творческая биография насчитывает более 100 кинокартин, несколько спектаклей, сыгранных на сценах парижских театров, несколько книг… Вспоминать о ней хочется всегда с любовью, благодарностью и восхищением. Её жизни с Владимиром Высоцким никто уже помешать не может. Она связана с судьбой русского (советского) поэта и артиста навсегда. Марина Влади не претендует на объективность восприятия политической жизни советской страны, поскольку всё-таки была француженкой. Но говорить о своих чувствах к Высоцкому имеет полное право, поскольку они занимали и, наверное, продолжают занимать существенную часть её души, её собственной истории.

P.S. В телевизионных передачах, посвящённых Высоцкому, в сторону Марины Влади иногда раздаются упрёки в том, что брак актёров был «гостевой», что книга её о нём слишком откровенна и эмоциональна. Близкие же друзья и все те, кто осознаёт значение Влади в жизни поэта, знают подробности их сосуществования и любви, принимают откровения Марины Владимировны с пониманием и даже восхищением, отдавая должное её характеру, цельности, стойкости и таланту, которыми она наделена невероятно щедро и которые помогают ей быть Личностью радующей, вызывающей уважение и восторг.

подготовил:  ВЛАДИМИР  МЕЖЕВИТИН