(к 85-летию со дня рождения народной артистки СССР Ии Саввиной)

Хорошо помню свои впечатления от посещения её квартиры в доме, расположенном в районе Московского зоопарка, потрясающее человеческое обаяние и неожиданные высказывания по тому или иному поводу. В общении с ней возникало ощущение душевной теплоты и гармонии. Она с гордостью и благодарностью говорила о своих предках, издавна живущих на Дону, в Верхнем Мамоне, вспоминала маму и бабушку, мамину сестру тётю Таню, во многом воспитавшую её (потому что мама, будучи сельским врачом, постоянно была занята нуждающимися в её помощи больными), могла долго рассказывать о выдающихся людях, встретившихся ей на жизненном пути, и, конечно же, своём сыне Сергее, на долю которого выпала непростая судьба из-за врождённой болезни. Охотно делилась радостью от жизни в костромской деревне Дорофеево, где проводила летние месяцы в последние годы. Не могли не волновать её, конечно же, проблемы театра и кино, всей нашей страны в целом.

После триумфа на Международном Каннском фестивале об этой воронежской девушке узнал весь кинематографический мир… Кто только не восхищался непосредственностью и чарующим талантом молодой актрисы! Знаменитый режиссёр Ингмар Бергман, например, потрясённый дарованием Ии Саввиной, назвал её «каплей чистой росы».

Потом было множество ролей на сцене и в кино, почетные звания и престижные награды, зрительская любовь, радости и испытания жизни…

Детские годы её пришлись на страшное военное и послевоенное время. Она навсегда запомнила, как горел в войну родной Воронеж и как он был разрушен. Помнила, как во время разминирования города подорвался двоюродный брат… Именно отсюда, с воронежской земли, уехала Ия покорять столицу, получив по окончании школы золотую медаль. Ей, до самозабвения пристрастившейся к книгам, хотелось учиться на филфаке МГУ. Саввину без экзаменов приняли на журфак, а потом направили редактором в «Детгиз»… Но тогда, в конце 50-х, кроме книг, появился в её жизни ещё и театр, приносящий счастье общения со зрителями и друзьями. Это было уже начало эпохи подъёма страны, расцвета её промышленности, науки и искусства, появления новых удивительных талантов, открытий и откровений.

В одном из спектаклей студенческого театра МГУ «Такая любовь» (в постановке Ролана Быкова) Ию Саввину увидел Алексей Баталов. С подачи этого уже известного актёра оказалась талантливая выпускница университета на съёмочной площадке фильма «Дама с собачкой» режиссёра Иосифа Хейфица. Картина, снятая по знаменитому чеховскому рассказу, получила приз ХIII кинофестиваля в Каннах. Заслуженный успех выпал и на долю молодой дебютантки, круто изменив её жизненный маршрут. Не имеющую театрального диплома актрису принял в свой театр Юрий Завадский. В театре имени Моссовета суждено будет проработать Ие Саввиной семнадцать с половиной лет – параллельно со съёмками в кино.

Удачу «Дамы с собачкой» продолжили роли в фильмах «Кроткая» (1960), «Грешница» (1962), «Звонят, откройте дверь» (1966), «Анна Каренина», «Служили два товарища» (1968), «Сюжет для небольшого рассказа» (1970), «Каждый день доктора Калинниковой» (1974), «Романс о влюблённых»… Среди немалого количества успешных театральных работ Саввиной в «Моссовете» запомнились: Нора в одноименной пьесе Ибсена, Маша («Ленинградский проспект» Штока), Люся («Поезда расходятся» Ольшанского), Ферри («Странная миссис Сэвидж» Патрика), Марютка («Поющие пески» по Лавренёву). Особо отмечены были Соня Мармеладова в «Петербургских сновидениях (по Достоевскому) и Ольга в спектакле «День приезда – день отъезда», удостоенная престижного приза «Серебряная маска». В 1977 году Ие Сергеевне было присвоено звание народной артистки РСФСР.

Специалисты театра и кино, говоря об уникальной индивидуальности актрисы, отмечали в её творчестве сочетание народных корней и интеллектуальности. А светлая, «задумчивая» манера игры, подкупающая доброжелательность, неповторимый «нервический» стиль и «дивной нежности хрустальный голос», полюбившиеся российским и зарубежным зрителям, сделали Саввину одним из лидеров отечественного экрана и сцены.

Вскоре после смерти Завадского Ия Сергеевна по приглашению Олега Ефремова (в 1978 году) перешла во МХАТ, где довольно интенсивно работала, по-прежнему сочетая служение театру со съёмками в кино. На МХАТовской сцене она будет блистать как в драматических ролях, так и характерных, и даже острокомедийных: Марья Львовна («Дачники» Горького), Вязникова, Миленина («Обратная связь», «Заседание парткома» Гельмана), Галина («Утиная охота» Вампилова), Калерия Фёдоровна («Серебряная свадьба» Мишарина), Лиззи («Перламутровая Зинаида» Рощина)… Запомнится Ия Савина и в чеховских пьесах, где она сыграет Полину Андреевну, Войницкую, Шарлоту, Зинаиду Савишну, Анфису.

Среди ролей последних лет были Хлёстова («Горе от ума» Грибоедова), баба Даша («Плач в пригоршню» Гуркина), Беляева («Новый американец» Марьямова»), Кабанова («Гроза» Островского), Софья Ивановна («Рождественские грёзы» Птушкиной)…

Её кинематографическую биографию 70-х – 80-х годов пополнят картины: «Открытая книга» (Татьяна Власенкова), «Гараж» (Аникеева), «Частная жизнь» (Наталья Ильинична), «Слёзы капали» (жена Васина), «Продлись, продлись, очарованье», «Запомните меня такой»… За фильм Юлия Райзмана «Частная жизнь» Саввина была удостоена Государственной премии СССР. Несколько наград получила появившаяся в конце 80-х некогда положенная «на полку» (из-за своего «чрезмерного натурализма») «История Аси Клячиной…». За работу на театральной сцене, а также в кино и на телевидении (где она вела серию интереснейших передач) Ия Сергеевна получила ещё одну Госпремию и звание народной артистки СССР (в 1990 году). О другом таланте Саввиной – литературном – ярко свидетельствовала книга портретов-воспоминаний «Статьи разных лет», появившаяся в 1996 году. 

При внешней хрупкости и кажущейся беззащитности Ия Саввина обладала достаточно принципиальным и сильным характером, о котором всегда с уважением отзывались коллеги, характером, помогающим преодолевать всевозможные тяготы бытия и отвергать всё то, что ей казалось неприемлемым… Известно, например, что после нашумевшей «Аси Клячиной…» она категорически отказалась от предложения сниматься в её продолжении – «Курочке-рябе», – так как не желала (по собственному пониманию) «смеяться над своей юностью и её прекрасными порывами». Заявив режиссёру Андрону Кончаловскому, что та Ася не могла превратиться в эту, Саввина «отдала» роль Чуриковой.

Мне запомнился ответ Ии Сергеевны на вопрос, где проходит граница между грамотностью и безграмотностью, между интеллигентностью и образованностью, на который она ответила так: «Грамотность-безграмотность – это понятия относительные. И интеллигентность тоже. Считается, что интеллигент – это человек с высшим образованием, иногда даже с несколькими образованиями. Но для меня это не так. Меня вырастила и воспитала старшая сестра моей мамы – тётя Таня. Я считаю её второй мамой. У неё было четыре класса церковно-приходской школы. Но она была настоящим интеллигентом. И в то же время многие мои знакомые с хорошим образованием – не хочу называть имён – ничтожества и хамы. На мой взгляд, интеллигентность – это психология и строение души. Её настрой на мир, на людей, на самого себя, на то, чем человек занимается в жизни. Человек обязательно должен быть кому-нибудь нужен. Это и есть счастье. Если он никому не нужен – это ужасно. И эта нужность даётся с рождения, как судьба».

На долю Ии Савиной выпало немало трудностей. Среди них были и болезнь сына, и потери близких, и разделение МХАТа, и развал страны, а вместе с ней и кинематографа. Все неурядицы и тяготы она переносила с завидной стойкостью, являясь примером для друзей и поклонников. Едва ли не до последних дней она продолжала выходить на прославленную МХАТовскую сцену, радуя зрителей своим уникальным талантом.

27 августа 2011 года нашей замечательной землячки не стало. С нами остались её удивительные фильмы и спектакли, её вдохновенный образ – светлый и незабываемый.

Владимир Межевитин