Одну из недавних передач, выходящих в рубрике «20-й век», телеканал «Культура» посвятил ЛЕОНИДУ АЛЕКСЕЕВИЧУ ФИЛАТОВУ – известному актёру, поэту, драматургу и кинорежиссёру. Судя по всему, несколько юбилеев в жизни Филатова стали поводом для программы. В 1995 году (25 лет назад) вышла первая его авторская передача на телевидении из цикла «Чтобы помнили…». Тогда же он получил звание народного артиста России за свои блестящие работы в театре и кино. А 30 лет назад, в 1990-м, Леонид Филатов дебютировал на экране как режиссёр, сняв картину о перипетиях театра в перестроечные годы «Сукины дети». И в том же году вышла его первая книга «Бродячий театр»… В упомянутой передаче «20-й век» Леонид Алексеевич рассказывал о своей жизни и людях, с которыми свела его судьба.

Леонид Филатов родился в декабре 1946 года в Казани. Отец его был геологом, и поэтому семье приходилось часто переезжать с места на место. Но в начале 50-х Фи­латовы обосновались в Ашхабаде, ставшем для Леонида городом детства. Здесь он пошел в первый класс, отсюда же уехал покорять Москву.

            Послевоенный многонациональный Ашхабад бурлил страстями, в которых подростки из разных районов выясняли отношения между собой. В дворовых войнах приходилось участвовать и Леониду. Однако активная уличная жизнь с её юношес­кими атрибутами – «разборками» и драками – сочеталась у будущей зна­менитости с любовью к поэзии (многое из Пушкина Филатов знал наизусть) и занятиями в школьном драмкружке. С 12 лет Лёня стал пе­чататься в газете «Комсомолец Тур­кменистана». Спросом пользовались его басни. Позднее пробовал Фила­тов писать прозу и стихи, заниматься переводами. Получив аттестат зрелости, Леонид с группой одноклассников отправился в столицу поступать во ВГИК на режиссёрский. Однако для зачисления на желанный факультет требовались трудовой стаж и соответствующее направ­ление, которых у него не было. Кто-то из поступавших в щукинское училище друзей уговорил Филатова сдавать экзамены на актёрский, и, чтобы не воз­вращаться домой, Леонид согласился.

            Преодолев жёсткий отбор, он поступил на курс Веры Константиновны Львовой. Среди его одно­курсников были: Александр Кайдановский и Нина Русланова, Иван Дыховичный, Владимир Ка­чан, Борис Галкин. В училище литературные опыты Леонида Филатова приобрели профессиональное качество и вскоре оказались востребованными. Повсеместно зазвучали песни на его стихи, пьесы же пошли сначала на сту­денческой сцене, а потом и на телевидении.

            После окончания «Щуки» молодой многообещающий актёр был принят в легендарный Театр на Таганке. Постепенно к нему приходят роли в таких спектаклях, как: «Дом на набережной», «Обмен», «Товарищ, верь!..», «Час пик», «Пугачёв», «Гамлет», «Мастер и Маргарита», «Что делать?», «Маленькие трагедии», «Борис Годунов», «Чайка», а также «Игроки» (в антрепризе)…

            Всенародным любимцем Леонид Филатов стал благодаря телевидению уже в середине 70-х годов. Телевизионные постановки режиссёра Сергея Евлахишвили: «Мартин Иден», «Ярость», «Кошка на радиаторе», «Часы с кукушкой», «Ос­торожно, ремонт!» (в последних трех актёр являлся и автором сценария), а также «Любовь Яровая», «Воспитание чувств», «Капитанская дочка» – сделали Филатова известным на весь Советский Союз. Интеллект и юмор артиста, искрометный талант, удивительная пластика, взрывной темперамент сниска­ли ему славу героя нового времени – утончённого и рефлексирующего, зага­дочного и чрезвычайно обаятельного даже в отрицательных ролях.

            Телевизионную эстафету подхватил кинематограф. Взлет актёра в советском кино был фантастическим. С 1980 по 1984 годы он снялся в 16 фильмах! Особенно запомнились: «Экипаж», «С вечера до полудня», «Женщины шутят всерьёз», «Голос», «Грачи», «Успех», «Соучастники», «Избранные», «Из жизни начальника уголовного розыска». Во второй половине 80-х зрители увидели артиста в картинах: «Забытая мелодия для флейты», «Загон», «Город Зеро», «Шаг»… Съёмки он сочетал с интенсивной работой на сцене. Накануне своего 50-летия Леонид Филатов был удостоен звания народного артиста России.

            Словно бы предчувствуя будущий развал любимовской «Таганки» (накануне её скандалов и конфликтов, раздробивших на заре рыночных отношений некогда сплочённый коллектив), Филатов уходит сначала в кино: как режиссёр снима­ет фильм «Сукины дети», а потом на телевидение, где становится автором и ведущим популярной и, главное, проникновенной и необходимой стране (отказывающейся от исторической памяти) передачи «Чтобы помнили…». Среди многих талантливейших артистов остался он в составе труппы, возглавляемой Николаем Николаевичем Губенко и ставшей театром «Содружество актёров Таганки». Леонид Филатов интенсивно работает, впечатляюще проявляя себя в разных ипостасях. Но пошатнувшееся здоровье вскоре обрекает его на мучительное существование и борьбу за жизнь уже не на сцене и экране, а в суровой действительности.

            Тяжёлую болезнь почек, инсульт, реанимации, сложнейшую операцию при­шлось перенести Леониду Алексеевичу в течение почти 10 лет своей жизни. Не­смотря на все тяготы, он продолжал заниматься творчеством – делать программу, писать стихи и прозу. Более десятка книг вышло из-под его пера. Во многих театрах России ставили его остроумную оригинальную пьесу «Про Федота-стрельца, удалого молодца», а также и другие. Труд Филатова – воистину героический – был отмечен рядом престижных национальных пре­мий, признанием коллег, читателей и зрителей…

            В интервью тех последних лет он с болью и раскаяньем говорил о конфликте театра с Анатолием Эфросом, сожалел о расколе «Таганки». Многое испытавший, заглядывающий в своих передачах в судьбы ушедших, в пропасть забвения и смерть, Леонид Филатов остро ощутил, как хрупка и коротка жизнь, как часто мы бываем несправедливы друг к другу, к нашему прошлому и настоящему. Понимая это, он продолжал проявлять себя на телевидении и в литературе. Словно бы обращаясь к нам, говорил вновь и вновь: будьте добрее и терпеливее, мудрее и благодарнее; цените жизнь свою и своих близких, своих современников – старающихся жить по совести!.. Надо сказать, что для отечественного искусства (в лучших его проявлениях) – русского и, конечно же, советского – такие понятия, как совесть, стыд, честь, благородство, высокие смыслы, не были пустым звуком, являлись его основой и целеполаганием. В этом искусстве Леонид Филатов оставил свой след – уникальный и незабываемый.

P.S.   Актёры театра на Таганке гастролировали в Воронеже несколько раз. Памятны были их выступления в Воронежской филармонии в конце 80-х и начале 90-х годов. Показывали они зрителям отрывки из спектаклей и своих знаменитых концертов, с песнями, монологами, пародиями, всякий раз собирая полные залы. В 1988 году побывал в нашем городе и Леонид Филатов, тогда уже известный всем своими яркими работами в кино. Вскоре к нам пришли его книги со стихами и пьесами, а также пронзительные телевизионные передачи «Чтобы помнили», где он проникновенно рассказывал о выдающихся советских актёрах и режиссёрах (которые в катастрофические 90-е подверглись забвению на волне разрушения отечественной культуры)…

Владимир   Межевитин

Смотреть фильм о Леониде Филатове «Чтобы помнили»

https://ok.ru/video/38347934389