(к 115-летию со дня рождения режиссёра и педагога)

            Сергей Аполлинариевич Герасимов родился в заводском посёлке Кундравы Оренбургской губернии на Урале 21 мая 1906 года. Его отец (по происхождению дворянин), инженер-технолог, работавший на Путиловском заводе, за организацию социал-демократического кружка был арестован и сослан в Енисейскую губернию под надзор полиции. Политссыльной была и мать Сергея. Несколько лет родители провели в Сибири, а потом перебрались на Урал, где отец стал работать на Миасском заводе. Вскоре он трагически погиб, оставив пятерых детей. Младшему, Сергею, едва исполнилось тогда три года.

            В возрасте восьми лет Герасимов попал в театр на оперу «Евгений Онегин», а затем там же, в Екатеринбурге, увидел и драматические спектакли, которые произвели на него огромнейшее впечатление. С того времени театр стал предметом мечты Сергея.

            В 1923 году Герасимов начал учиться живописи в художественном училище Петрограда. Но интерес к театральному искусству, а потом и кинематографу привёл будущего режиссёра в студию Григория Козинцева и Леонида Трауберга (называвшуюся Фабрикой эксцентрического актёра). Удивительным было то, что в разорённой Гражданской войной стране повсеместно открывались новые театры и киностудии, а также учебные заведения, которые готовили специалистов самых разных профессий: актёров, режиссёров, операторов, художников, сценаристов.

            Будучи студентом Ленинградского института сценических искусств, Сергей Герасимов снялся в нескольких фильмах, таких как «Мишки против Юденича», «Чёртово колесо»,  «Шинель», «С.В.Д.» «Новый Вавилон». Всё это были картины второй половины 20-х годов. В 30-х его актёрский послужной список пополнили работы в картинах «Одна», «Обломок империи», «Дезертир».

Несмотря на успешно складывающуюся артистическую карьеру, Герасимов ощущал всё большее желание попробовать себя в режиссуре. Первые фильмы: «Двадцать два несчастья», «Сердце Соломона», «Люблю тебя» – стали этапом освоения новой уникальной профессии постановщика и сценариста, в которой Сергей Аполлинариевич очень скоро проявил себя как блестящий неповторимый мастер. Едва ли не все его последующие фильмы становились классикой отечественного (а то и мирового) кинематографа.

Первой эпохальной работой режиссёра стала картина «Семеро смелых». Премьера её состоялась весной 1936 года. В ней рассказывалось о жизни молодых людей, осваивающих Север, зимующих в снежной пустыне на берегу Ледовитого океана. Взаимоотношения героев (понравившихся зрителям) были показаны с искренней любовью, юмором и драматизмом. Снимали картину в Заполярье и на Кавказе (где приходилось подниматься на Эльбрус). Съёмки оказались очень тяжёлыми, но именно они вместе с талантливейшей работой режиссёра и актёров снискали зрительский успех. Фильм и сегодня, спустя 80 лет, продолжает волновать характерами персонажей и событиями, в которых они проявляются.

Продолжил молодёжную тему Герасимов и в следующих впечатляющих картинах – «Комсомольск» и «Учитель». А перед самой войной, неожиданно для многих, поставил лермонтовскую трагедию «Маскарад», где незабываемо сыграл роль Неизвестного, выступавшего антиподом Арбенину. Фильм на экранах кинотеатров появился во время войны – казалось бы, в неподходящее для него время. Но популярность его, тем не менее, была очень велика.

В военные годы Сергей Герасимов работал над сюжетами «Боевых киносборников», вместе с режиссёром Михаилом Калатозовым снял картину «Непобедимые» об обороне Ленинграда, а также ленту «Большая земля», рассказывавшую о героическом труде советских людей в тылу. В 1944 – 46 гг. Сергей Аполлинариевич возглавлял Центральную студию документальных фильмов. При его непосредственном участии началось собирание Кинолетописи Великой Отечественной войны. Он возглавлял съёмочные группы на Ялтинской и Потсдамской конференциях глав правительств СССР, США и Великобритании. В числе первых советских кинохроникёров полковник Герасимов увидел только что освобождённые Будапешт, Вену, Прагу, поверженный Берлин.

Значительной вехой Сергея Герасимова в кино стала его «Молодая гвардия», снятая по одноимённому роману Александра Фадеева. Предварил эту работу пронзительный дипломный спектакль студентов мастерской Герасимова (и его супруги Т.Ф. Макаровой) во ВГИКе, который стремилась посмотреть вся театральная Москва. Необходимо сказать, что педагогической деятельностью Сергей Герасимов занимался почти всю жизнь. Многие его воспитанники и сегодня говорят об энциклопедических знаниях своего знаменитого учителя – человека чистого и благороднейшего сердца, мудрого и отзывчивого.

Поистине грандиознейшим фильмом Сергея Аполлинариевича Герасимова стал «Тихий Дон» (созданный в 1957 – 58 годах), называемый специалистами кино одним из лучших фильмов всех времён и народов. Суровая правда эпохи (отразившейся в великом романе Михаила Шолохова), полной жестокости, смертельной вражды, сломанных судеб, непоправимых ошибок, невозвратимых потерь, оказалась воплощённой на экране. Картина триумфально прошла по кинотеатрам многих стран мира и до сих пор остаётся непревзойдённым шедевром советского искусства.

Ярчайшими фильмами Герасимова были «Люди и звери» (1962), «Журналист» (1967), «У озера» (1970), «Любить человека» (1973), поднимающие острые проблемы послевоенной жизни нашей страны, повествующие о самых разных людях, современниках, ищущих ответы на вечные вопросы бытия, Смысла и Цели человеческого существования.

После снятой по сценарию А. Володина семейной драмы «Дочки-матери» (1975) Сергей Аполлинариевич вновь обращается к экранизации классических произведений. Романы Стендаля «Красное и чёрное» и А.Н. Толстого «Пётр Первый» (фильмы «Юность Петра» и «В начале славных дел») находят воплощение в его незабываемых работах.

Основой последней картины выдающегося режиссёра стали дневники Льва Николаевича Толстого. Жизни этого гениального русского писателя посвятил Герасимов свой фильм, ставший своеобразным прощанием. Сложнейшие съёмки и погружение в образ Толстого, которого вдохновенно и неподражаемо сыграл сам Сергей Герасимов, судя по всему, ускорили уход режиссёра. Закончив картину, 28 ноября 1985 года он ушёл из жизни. В одном из своих последних интервью Сергей Аполлинариевич сказал: «Мы прожили жизнь честно, старались как могли, что-то получалось, что-то не получалось. Но это прожитая жизнь, она не может, не должна уйти в никуда».

История, многочисленные поклонники творчества Сергея Герасимова и его ученики, среди которых огромное количество прославленных актёров и режиссёров режиссёрской когорте: Татьяна Лиознова, Лев Кулиджанов, Сергей Бондарчук, Яков Сегель, Юлий Карасик, Василий Ордынский, Юрий Егоров, Алексей Салтыков, Аида Манасарова, Самсон Самсонов, Николай Губенко, Кира Муратова… А в актёрской: Тамара Макарова, Георгий Жжёнов, Пётр Алейников, Валентина Телегина, Георгий Юматов, Людмила Гурченко, Клара Лучко, Вячеслав Тихонов, Евгений Моргунов, Нона Мордюкова, Алла Ларионова, Николай Рыбников, Зинаида Кириенко, Жанна Болотова, Галина Польских, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Николай Ерёменко, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Талгат Нигматулин, Вадим Спиридонов, Лариса Удовиченко… и ещё десятки имён), конечно же, не забудут своего Великого учителя и режиссёра – народного артиста СССР, академика Академии педагогических наук, Героя Социалистического Труда, доктора искусствоведения. Его именем назван один из лучших киноинститутов мира – ВГИК, а потрясающие фильмы продолжают своё шествие по экранам многих стран. Наши любовь и уважение к Мастеру безграничны, а память о его творчестве светла и неисчерпаема.

    автор:  Владимир  Межевитин