Чухнов Иван Петрович (родился 26.11.1956, село Верхняя Серебрянка Ровеньского района Белгородской области), организатор культурного процесса, заслуженный работник культуры Российской Федерации (1996), заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества (2002), кандидат педагогических наук (2006), доцент (2007), лауреат всесоюзных и всероссийских фестивалей и конкурсов (1978-1989).

Окончил Белгородское музыкальное училище (1976), Воронежский государственный институт искусств по специальности «хоровое дирижирование» (1981, класс О.А. Шепеля), юридический факультет Воронежского филиала Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (2001). Работал в Воронеже художественным руководителем в Межсоюзном доме культуры (1981-1987), директор музыкальной школы № 8 (1987-1990). Начальник управления культуры города Воронежа (1990-2016). Заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Воронежского института экономики и права (с 2005 года). Председатель правления Воронежского отделения Всероссийского музыкального общества (с 2007 года). Руководитель ряда самодеятельных творческих коллективов (1977-1987). Председатель городской общественной комиссии по историко-культурному наследию. Награждён Министерством культуры СССР знаком «За отличную работу» (1989).

По инициативе и под руководством Чухнова выпущена серия книг, посвящённых культуре и искусству Воронежа.

Иван Петрович Чухнов: «Лекции иногда заканчиваются аплодисментами. Я считаю, что это редкое явление стоит больше, чем зарплата». 

Иван Петрович Чухнов – бывший руководитель управления культуры Администрации Воронежа. Занимал свой пост с 1990 года по 2016 год.  В начале карьеры работал руководителем самодеятельных творческих коллективов, директором музыкальной школы. Бывший чиновник имеет учёную степень кандидата педагогических наук. Сейчас он продолжает педагогическую деятельность и не забывает про культурную сферу города.

По какой специальности вы окончили Воронежский государственный институт искусств?

— Дирижёр хора, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.

Любимый жанр музыки?

Я много лет примкнул к народному исполнительству: фольклор, народные песни. Считаю, что это правильно, потому что из этого направления вырастает все остальное: классика, симфоническая музыка и оперная. Я много лет руководил несколькими коллективами в этом жанре. В студенческие годы у меня было три своих личных коллектива. Мы были лауреатами различных конкурсов, фестивалей.

Почему второе высшее образование — юридическое?

— Я прямо скажу, что во время моей работы законодательство было несовершенно. Приходилось нарушать законодательство, если не каждый день, то через день точно. Нужна была юридическая подготовка, чтобы не попасть в какую-то совсем нехорошую историю. За все годы моей работы было огромное количество проверок и это нормально. Если проверки и находили какие-то нарушения, то только в том смысле, что всё это было во благо. За все годы проверок не было замечаний, что что-то сделано преступно или что-то украдено. Да, может не по закону, но здание стоит отремонтированное.

Расскажите о ваших обязанностях на должности руководителя управления культуры?

— В первую очередь, это сеть городских и муниципальных учреждений культуры: библиотеки, дома культуры, клубы, школы искусств, музей Диорама. Второе направление — объекты культурного наследия, которые находятся в муниципальной собственности: памятники, мемориальные доски, воинские захоронения и муниципальные здания. Соответственно, это уход за объектами и текущий капитальный ремонт. Третье — это взаимодействие со всеми государственными областными учреждениями культуры: театры, музеи, областные библиотеки. Четвертое — проведение праздничных мероприятий (все праздничные мероприятия, которые проходят на территории города в течении года) — это тоже одно из направлений. Пятое — взаимодействие с творческими союзами: союз писателей, союз художников, союз театральных деятелей, союз архитекторов. Шестое — взаимодействие с воинскими подразделениями, которые находятся в городе и области. В 1995 году мы провели первый военный парад на площади Ленина совместно со всеми воинскими подразделениями, которые располагаются на территории города.
Мы создали фестиваль солдатской патриотической песни «Защитники отечества», который уже 28 лет проходит в городе. Ещё одно направление — это издание книг. В основном по краеведению.

Были ли направления, которыми вы занимались по собственной инициативе?

Установка мемориальных досок и памятников, это была чисто наша инициатива. Когда я пришел работать были только памятники Ленину, Кольцову, Никитину, Пятницкому и Петру I. Порядка трехсот мемориальных досок было установлено в городе. Все за внебюджетные средства. В Воронеже появились памятники Бунину, Платонову, Пушкину, Есенину, Высоцкому, Мандельштаму, а также котенок с улицы Лизюкова, памятник фронтовому почтальону и многие другие. Я создал городскую комиссию по культурному наследию в 90- е годы. В обязанности входило установка памятных досок, переименование улиц и дт. Она эффективно действует и по сей день.

А как-же фестивали?

В начале 1990 годов Воронеже не проводились фестивали и конкурсы. За это время мы создали чуть больше ста различных фестивалей и конкурсов. Это была огромная задача и организационная, и творческая, и финансовая. Денег фактически никогда не было. Мы все мероприятия в большей степени проводили за счет спонсорских внебюджетных средств. Это 60-70%, а иногда и 100 % средств.

Было ли у вас какое-либо взаимодействие с РПЦ?

Взаимодействие с епархией — это тоже важное направление. Мы первые в советском союзе провели Рождество Христово совместно с нашей епархией на площади Ленина в 1991 году. Мы занимались восстановлением храмов. У нас были мероприятия, посвященные православной книге, фестиваль духовной авторской песни.

Справилась ли сфера культуры города во время пандемии? (дистанционный формат работы)

Это просто подвиг, то, что совершили наши работники культуры. Я искренне благодарен им. Мы знаем, что в сфере культуры сегодня работают люди старшего возраста и они часто плохо ладят с техникой. Пандемия – это плохо, но эта ситуация подтолкнула работников культуры, заняться обучением, переобучением, повышением квалификации. Например, все наши библиотеки проводили мероприятия онлайн. Иногда количество просмотров составляло более тысячи. Это зрительный зал театра оперы и балета. Наши дома культуры и клубы стали проводить фестивали онлайн. Все мероприятия, которые были запланированы в условиях пандемии все проведены достойно в формате онлайн.

Как вам видится в настоящее время ситуация в культурной сфере города?

Последние два года эффективно двигаться вперед очень сложно. Вряд ли каким-то образом можно сказать, что стало лучше или хуже. Есть всем известная причина, которая не дает в полной мере реализовать проекты.

Самое большое достижение на посту руководителя культуры?

— Наверное, это все, что я назвал. Выбрать что-то одно сложно. Например, я горжусь Успенской адмиралтейской церковью. У нас на каждом мероприятии стояли урны для сбора средств. Почетные граждане города Воронежа Криворучко Василий Павлович, Песков Василий Михайлович выходили на сцену и призывали людей приять участие в восстановлении церкви.

Я имел самое непосредственное отношение к восстановлению существующего сегодня Герба и Флага города. И конечно я горжусь тем, что при моём непосредственном участии во время поездки в Вильнюс, был спасён от переплавки, перевезён в Воронеж и установлен памятник генералу Ивану Даниловичу Черняховскому.

Я знаю, что, уходя с должности вы хотели заниматься преподавательской деятельностью. Насколько, это удалось реализовать?

У меня было несколько предложений поработать в вузовской системе, но я остановился на Воронежском Государственном Институте Искусств, который я закончил. И сейчас я уже профессор Института Искусств. Нагрузку взял небольшую, чтобы не перегружать себя и иметь свободное время на путешествия. Мне кажется, что наши встречи со студентами полезны. Мне есть чему их научить. Лекции иногда заканчиваются аплодисментами. Я считаю, что это редкое явление стоит больше, чем зарплата.

Какой предмет вы преподаете?
Первый — народное художественное творчество Воронежского края, а второй — это основы государственной культурной политики. Всегда на первой лекции я обнаруживаю, что у студентов не очень хорошее восприятие слово политика. Когда мы на следующих лекциях начинаем говорить о том, как строить свою политику в сфере культуры, то я замечаю, что для них это чрезвычайно важно и полезно. Что делать, а что не делать? Что необходимо нашей сфере в целом? Где взять деньги на свои творческие проекты? Как организовать и провести фестиваль, чтобы он был успешными? Любое провальное мероприятие не несет ничего хорошего ни сфере культуры, ни человеку, который этим занимался. А продвижение своих проектов, своей творческой личности – это тоже политика. В этом заключается смысл моего взаимодействия со студентами.

В современном мире так ли необходим документ о высшем образовании?

Сегодня есть возможность заниматься самообразованием и повышать свой уровень квалификации. Сегодня востребованы специалисты, которые имеют два или три образования. Просто юрист не нужен, а вот юрист экономист — востребован. Я закончил московский институт повышения квалификации, аспирантуру, и Воронежский филиал Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Я всю жизнь либо учился, либо повышал квалификацию без отрыва от работы. Пока я находился на должности начальника культуры в городе сменилось 13 мэров. Меня считали востребованным специалистом. Наверное, потому что повышал сой профессионально-творческий уровень официально и неофициально, чего и всем желаю. Если говорить по-другому, то я сожалею, что уровень школьного и вузовского образования недопустимо низкий. Если советский союз по образованию был на 2-3 месте, то сегодня мы занимаем место ниже 100-ого.

 Как привить современному обществу любовь к искусству?

Наши театральные организации должны взаимодействовать со зрителем. Они должны понимать не только свои творческие замыслы, но и понимать, что будет востребовано зрителем. Это должно выполняться посредством опросов, анкетирования, отзывов, но, к сожалению, это практически не делается. Что будет идти на художественной площадке? Решает в лучшем случает художественный совет, а в худшем – художественный руководитель. Учет интереса потребителей почти не производится. Тоже самое происходит и на выставочных, театрально-концертных площадках. Я не хочу называть конкретных имен. Например, бывает, что поставили спектакль, потратили деньги. Спектакль прошел всего два раза. Декорации, костюмы, зарплата исполнителей, коммунальные услуги – канули в неизвестность. Не могу назвать это преступлением, но это рестарта средств. Поэтому прививать любовь к искусству сложно. Не то общество сейчас, чтобы на него давить. Нужно учитывать его интересы. И тогда людей не надо будет зазывать. Они придут сами.

Как вы относитесь к современному искусству?

Сегодня, к сожалению, часть авторов говорит: вы ничего не понимаете, это современное искусство. Но я считаю, что либо это искусство, либо не искусство. Никакого «современного» искусства нет.

Бывают случаи, что далеко не всегда, это просто искусство. И даже не всегда культура. Я с уважением отношусь к ряду авторов, которые работают в так называемом современном искусстве. Однако, есть и просто подделки. А некоторые прикрываются, чтобы продвигать ценности чуждые нашей культуре. Это меня сильно беспокоит.
Недавно в новостях я видел, как в Тбилиси были сражения с полицией по поводу марша ЛГБТ. Мне казалось, что Грузия идеал в этом отношении. Но, к сожалению, у нас тоже есть такие ситуации, когда под видом современного искусства на каких-то площадках продвигают такие новые ценности. Мне это сильно не нравится, и я всегда был категорически против.
Как Вы воспринимаете критику?

У меня была система открытых дверей. Любой желающий мог прийти и объективно объяснить, что не так. Если человек справедливо критикует, то я воспринимал это как подарок. Если не справедливо, то объяснял, почему я не согласен. Конфликтов у меня практически не было. Считаю, что и врагов у меня не было и нет.

У Вас есть вопрос, на который вы бы хотели ответить, но Вам его не задают?

Счастливый ли я? Я бы ответил, что я самый счастливый человек. Мне удалось очень многое сделать важного и полезного в сфере своей деятельности. Я счастлив, что сегодня работаю с будущими специалистами в нашей сфере, которые понесут мои мысли по жизни.

Интервью подготовила Анастасия Шимутовская