(к 95-летию со дня рождения народной артистки СССР Людмилы Касаткиной)

Она поразила нас в кинокартинах середины 50-х – начала 60-х годов: «Укротительница тигров», «Медовый месяц», «Хлеб и розы», «Укрощение строптивой», «Вызываем огонь на себя», «Душечка». Её обаяние, задор и темперамент выплёскивались с экрана в зал из фильма в фильм, пленяя зрительские сердца. Вдохновенный талант актрисы ЛЮДМИЛЫ КАСАТКИНОЙ находил отражение в самых разных ролях, которые она играла в кино и на театральной сцене.

Детство будущей актрисы было довольно тяжёлым, как и у многих, живущих во время социальных потрясений и бед. Революции, войны, разруха и голод стали испытанием для каждой семьи (в начале 20-го века), в том числе и семьи Касаткиных. Покинув свою деревню под Вязьмой, родители Людмилы Касаткиной решили перебраться в Москву. Получив какую-то работу, они нашли комнату в подвале с единственным окном под потолком. Впрочем, о трудной жизни в полутёмном и неуютном жилище Людмила Ивановна будет позднее вспоминать не только с жалостью, но и с пониманием. Будучи мудрым человеком, она хорошо знала, что проблемы с жильём у обездоленных существовали веками. Живущий в жутких бараках и подвалах рабочий люд был для российской империи обычным делом, а избитая фраза булгаковского персонажа о том, что «москвичей испортил квартирный вопрос» – всего лишь фигура речи, подтекст которой уходит в далёкое прошлое и касается едва ли не всех.

Ей повезло в том, что в 30-е годы по всей стране начиналось не только грандиозное строительство и индустриализация, но и открывалось огромное количество всевозможных Домов культуры и Дворцов пионеров, в которых были бесплатные кружки, секции, студии на любой вкус. В одной из таких студий Людмила Касаткина начала серьёзно заниматься хореографией. Проблемы со здоровьем не позволили ей стать балериной, но занятия балетом научили понимать классическую музыку, привили любовь к сцене и театральному искусству.

В начале войны (в 1941-ом) Касаткина поступила в Студию художественного слова при городском Дворце пионеров, где и приняла решение связать свою судьбу с театром. Через два года она стала студенткой ГИТИСа. На приёмных экзаменах читала одну из «Итальянских сказок» Горького, вызвав восхищение педагогов комиссии.

Со своим будущим мужем, студентом режиссёрского факультета Сергеем Колосовым (пришедшим с фронта), она познакомилась на третьем курсе. Творческий союз двух удивительно талантливых людей – Касаткиной и Колосова – оказался многолетним и весьма плодотворным. В фильмах мужа актриса сыграет свои лучшие роли в кино. Будет в биографии Людмилы Касаткиной и целая галерея образов, созданных ею на театральных подмостках.

По окончании вуза (курс И.М. Раевского и Г.Г. Конского), в 1947 году, она была зачислена в труппу Театра Красной Армии (в 1951-м он стал называться  театром Советской Армии, а в 1993-м – Российской), в котором проработала всю свою жизнь. Её роли в спектаклях: «Учитель танцев», «Стрекоза», «Фабричная девчонка», «Обрыв», «Ревизор», «Барабанщица», «Океан», «Оптимистическая трагедия», «Надежда Милованова», «Орфей спускается в ад», «Без вины виноватые», «Дядя Ваня», «Лётчики», «Последние рубежи», «Транзит», «Васса Железнова», «Мамаша Кураж», «Раскинулось море широко», «Совесть» и многих других – всегда сопровождал заслуженный успех. На постановки, в которых участвовала актриса Касаткина, будет стремиться попасть вся театральная Москва.

Одной из её знаменитых сценических ролей станет Катарина в спектакле «Укрощение строптивой», поставленном А.Д. Поповым. Эту же роль она сыграла в 1960 году в кинематографической версии своего мужа. Дебют же Людмилы Касаткиной в кино состоялся в 1954 году и получился очень громким: фильм «Укротительница тигров» популярен до сих пор. Съёмки были сопряжены с риском для жизни актрисы, и в один из моментов консультант-дрессировщик Борис Эдер буквально вырвал её из лап разъярённой тигрицы. К слову, он был так впечатлён смелостью Касаткиной, что по окончании съёмок всерьёз предложил ей заняться дрессурой.

Касаткина над каждой ролью работала очень кропотливо. Ещё в начале своей театральной карьеры она, готовясь сыграть медсестру, провела несколько дней с врачами – сидела в регистратуре, навещала больных. Позже, работая над ролью судьи, она наблюдала за тремя судебными процессами, а во время съёмок фильма «Помни имя своё» она вместе с другими участниками съёмочной группы в течение длительного времени жила в Освенциме – бывшем фашистском концлагере, проникаясь гнетущей атмосферой этого страшного места. В итоге фильм собрал множество наград на кинофестивалях, а Касаткиной за роль в нём (и ряд других впечатляющих работ) было присвоено звание народной артистки СССР. Среди замечательных картин с её участием – «Операция “Трест”», «Мать Мария», «По ту сторону», «Месть», «Соло», «Свеаборг», «Большая перемена», «Под крышами Монмартра», «Диалог», «Принцесса цирка», «Дороги Анны Фирлинг», «Раскол», «Большая перемена»…

В последние годы Людмила Ивановна почти не снималась.  Сценарии кровожадных боевиков и глуповатых мелодрам, судя по всему, отвергались взыскательной и принципиальной актрисой… Из уважения к режиссёру Карену Шахназарову она согласилась сниматься в его фильме «Яды, или Всемирная история отравлений». Участвуя на восьмом десятке лет в новомодной, эпатажной (и довольно сомнительной, как выяснилось позже) картине, она проявила себя в работе энергичным, ответственным, не щадящим себя мастером – каким была всегда на съёмочной площадке, театральных подмостках и в педагогике (Людмила Касаткина преподавала в ГИТИСе, являясь профессором с 1979 года).

Их с Сергеем Колосовым брак продлился более полувека. Неразлучные в профессии и в быту, они прожили долгую жизнь и покинули этот мир почти вместе: Людмила Ивановна, скончавшаяся от тяжёлой болезни в 2012 году, пережила своего мужа лишь на 11 дней. Многогранный талант актрисы, запечатленный на плёнках, продолжает волновать нас и сегодня. Свет и жизнелюбие, исходящие от этого таланта, радуют и помогают жить.

 

      ВЛАДИМИР  МЕЖЕВИТИН