Несколько телевизионных каналов отметили юбилеи актёра ОЛЕГА ИВАНОВИЧА ЯНКОВСКОГО – 55-летие начала его творческой деятельности и 30-летие присвоения ему звания Народного артиста СССР – показом нескольких передач о нём и фильмов с его участием. Для воронежцев в биографии  Олега Янковского памятен ещё и другой юбилей: 50 лет назад он приезжал в Воронеж и встречался со зрителями, успевшими полюбить этого талантливого и обаятельного человека…

Хорошо помню свою встречу с молодым Янковским. Было это в самом начале 70-х годов, когда актёр, снявшись в фильмах «Щит и меч», «Служили два товарища», «Я – Франциск Скорина» и картине режиссёра Михаила Богина «О любви», приезжал в Воронеж. Памятное общение с ним проходило в уютном зале Дома отдыха им. Дзержинского, где он рассказывал о своих работах в театре и кино. Олег был застенчив и несколько смущался вопросов, задаваемых ему зрителями. Тем не менее, обаяние начинающего артиста, доброжелательность и свет, исходящие от него, почувствовали тогда многие воронежцы… Потом мы провожали его до автобуса и ещё долго говорили о самых разных вещах. Ему желали удачи и новых ролей. Актёр зрительские ожидания оправдал. И все последующие годы радовал нас удивительными работами и уникальным талантом.

Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года в городе Джезказгане Казахской СССР. Его родители были дворянами (по отцовской линии – польские, по материнской – русские). Отец служил штабс-капитаном в Семёновском полку, в Гражданскую войну перешёл на сторону революции и воевал под началом М.Н. Тухачевского. После того как в 30-е годы был раскрыт заговор нескольких маршалов во главе с Тухачевским против Сталина, Янковский-старший был отправлен в ссылку вместе с семьёй в Казахстан. Благодаря своим незаурядным способностям он стал начальником строительства, но это не спасло его от преследований. Время было суровое. Доносы недоброжелателей и завистников решали судьбы многих людей.

На момент рождения Олега в семье было уже двое детей – Ростислав и Николай. По словам Янковского, первые годы жизни ему запомнились счастливыми и безмятежными, несмотря на то, что страна жила очень тяжело после войны. А потом в одночасье всё кончилось. После ареста отца (а это произошло, когда они жили в Таджикистане) семья Янковских распалась: старший сын Ростислав уехал в Минск (на родину отца) работать актёром в Русский драмтеатр, а мать с Николаем и Олегом – в Саратов. Там они жили буквально впроголодь. Николай подавал большие надежды как актёр (его настоятельно приглашали в местное Слоновское театральное училище), однако, он не мог бросить свою семью и устроился работать кузнецом. Его зарплаты едва хватало, чтобы прокормить себя, мать, бабушку и младшего брата. Тогда Ростислав забрал Олега к себе, в Минск, хотя у него поначалу дела складывались нелегко. Вместе с женой они жили в мансарде театрального здания, а если точнее – в гримёрке. Однажды в театре заболела молодая актриса-травести, игравшая в пьесе А. Салынского «Барабанщица» роль мальчика Эдика, и ей пришлось искать замену. Олега срочно ввели на роль, с которой он успешно справился. С этого момента в жизнь будущей звезды всерьёз вошел театр.

Окончив в Минске 10 классов, Олег Янковский вскоре вернулся в Саратов, где поступил в театральное училище. В годы ученичества он мало выделялся среди своих товарищей, и вряд ли кто-нибудь из них мог предположить, что через каких-нибудь пять-шесть лет Янковский станет одним из самых популярных артистов советского кино. Будучи актёром Саратовского драматического театра им. Карла Маркса, он дебютировал в фильме Владимира Басова «Щит и меч» (1967), после чего, как говорят, проснулся знаменитым. За этой работой последовали «Служили два товарища», «О любви», «Гонщики», «Звезда пленительного счастья» и «Зеркало» (Андрея Тарковского).

В эти же годы стала успешно развиваться и театральная биография Янковского. В Саратовском театре он впечатляюще сыграл Ненилло («Рождество в доме синьора Купьелло» Э. Де Филиппе), Мешема («Стакан воды» Э. Скриба), Князя Мышкина («Идиот» по Ф.М. Достоевскому), Мелузова («Таланты и поклонники» А.Н. Островского)… А в 1973 году Олег  Янковский был приглашён в столичный «Ленком» благодаря стараниям Евгения Леонова.

Основными свойствами дарования Янковского уже в начале творческого пути были чуткость к партнёрам, пластичность, трогательный лиризм, способность к ироническому «отстранению». В роли Горяева в дебютном спектакле «Ленкома» удачно использовались его эффектная внешность, притягательность и способность непосредственного контакта со зрительным залом. Последующие роли выявили возможности Олега Янковского в достижении острой характерности, интеллектуального и эмоционального накала, полемичности трактовок. Он предстал перед зрителями как актёр, наиболее ёмко отразивший дух эпохи 70 – 80-х годов, сознание современного человека, его душевные сомнения и поиски.

Двойственность, характерная для персонажей Янковского, была наполнена пронзительным драматизмом. Индивидуальность артиста складывалась в постоянном смешении героического и характерного, рационального и эмоционального, загадочного и простодушного. «Скупость» выразительных средств, парадоксальность, невероятное обаяние, рождали все эти годы завораживающие, незабываемые образы. Надо сказать, что приход Олега Янковского в искусство совпал с безусловным подъёмом советского театра и кино. Многие произведения отечественной сцены и кинематографа были едва ли не лучшими в мире… Грандиозное развитие кинопроката в нашей стране открывало дорогу на экран многим и многим талантам. Среди них оказался и Янковский.

Среди его театральных ролей: Гансйорг Лаутензак («Ясновидящий» по роману Л. Фейхтвангера «Братья Лаутензак»), Адам Свицкий («В списках не значится» Б. Васильева), Аркадий Бурмин («Парень из нашего города» К. Симонова), Актёр, исполняющий роль В.И. Ленина («Революционный этюд» М. Шатрова), Беринг («Оптимистическая трагедия» В. Вишневского), Посторонний («Диктатура совести» Шатрова), Виктор Трубецкой («Школа для эмигрантов» Д. Липскерова), Гамлет («Гамлет» Шекспира), Тригорин («Чайка» А. Чехова), генерал Загорянский («Варвар и еретик» по роману Достоевского «Игрок»), Пётр I («Шут Балакирев» Г. Горина)…

Параллельно с театром Олег Иванович не прекращал интенсивной работы в кино. К фильмам «Премия», «Чужие письма», «Сладкая женщина», «Поворот», «Обратная связь», «Мой ласковый и нежный зверь», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», нашумевшим в 70-х годах, прибавились «Влюблён по собственному желанию», «Полёты во сне и наяву», «Мы, нижеподписавшиеся», «Дом, который построил Свифт», «Убить дракона», «Крейцерова соната», «Филер», «Паспорт», «Мадо, до востребования», «Цареубийца», «Роковые яйца», «Ревизор»… Огромный международный резонанс сопровождал один из зарубежных фильмов Тарковского – «Ностальгия», в котором Олег Янковский исполнил главную роль.

Он был последним народным артистом СССР (звание получено в 1991-м). После распада Советского Союза Янковский, как и многие другие актёры, снимался редко. Его иногда приглашали работать в Великобританию, Францию, Грецию, Венгрию, но запомнился он, пожалуй, больше в российских картинах: «Любовник», «Приходи на меня посмотреть» и «Царь» (где он сыграл роль митрополита Филиппа). Был в его творческой биографии и телесериал «Доктор Живаго» (там он снялся в одной из главных ролей). Борясь за возрождение отечественного кино, Олег Иванович организовал вместе с несколькими своими товарищами кинофестиваль «Кинотавр» и возглавлял его много лет… Смерть Янковского весной 2009 года повергла в шок всех поклонников выдающегося актёра, ставшего лицом эпохи, киногероем великой страны и великого кинематографа.

материал подготовил: Владимир  Межевитин