(к 70-летию со дня рождения народной артистки России)

На одном из центральных каналов недавно был показан замечательный фильм режиссёра Михаила Богина «Ищу человека». В этой проникновенной картине (вышедшей в 1973 году) в главной роли снялась известная воронежская актриса Римма Афанасьевна Мануковская. Участвовали в фильме также любимые нами актёры Кольцовского театра – Алексей Чернов и Татьяна Краснопольская. К сожалению, всех этих знаменитых исполнителей уже нет с нами. Работы же их остаются в нашей памяти, в зрительских сердцах…

 Вся судьба Татьяны Сергеевны Краснопольской оказалась связана с воронежским Кольцовским театром. Творческая жизнь началась ещё в 60-х годах, когда театральный коллектив возглавил легендарный режиссёр Пётр Львович Монастырский. В Воронеже он был недолго, но молодую талантливую девушку, которая занималась в любительской студии актрисы театра Ирины Броновицкой, выделил среди других ищущих свой путь дарований. Татьяна Краснопольская успела поучаствовать в массовых сценах нескольких его воронежских постановок. Когда в 1967 году Монастырский переехал в Куйбышев (ныне – Самара), став главным режиссёром областного театра Драмы им. А.М. Горького и руководителем курса театрального училища, Краснопольская, выбрав для себя актёрскую стезю, последовала за мастером и стала одной из лучших его воспитанниц.

После окончания учёбы в 1971 году Татьяна Краснопольская вернулась в родной Воронеж. Театр им. Кольцова в то время возглавлял Глеб Борисович Дроздов – молодой многообещающий постановщик, чьи спектакли вскоре вызовут общественный резонанс не только в нашем городе, но и на многих театральных фестивалях, а также гастрольных показах, состоявшихся на самых разных сценах страны.

Вместе с Дроздовым работали тогда в воронежской Драме и другие замечательные режиссёры, такие как Валерий Соловьёв, Герман Меньшенин, Михаил Логвинов, Анатолий Кузнецов… В спектаклях всех этих постановщиков участвовала молодая актриса Краснопольская. Её обаяние, искренность, эмоциональность покорят зрительские сердца в постановках: «Свадьба Кречинского», «Дама-невидимка», «А зори здесь тихие…», «Рядовые». Запомнится она поклонникам Мельпомены и в пьесах А.Н. Островского «Светит да не греет», «Не всё коту масленица», чеховских «Иванове» и «Дяде Ване», горьковских «На дне» и «Варварах». Работу Краснопольской в спектакле «Четыре капли» Виктора Розова, где она сыграет Ларису, отметят дипломом лауреата областного смотра-конкурса творческой молодёжи. А за роль Зины в постановке Глеба Дроздова «Любовь, джаз и чёрт» Ю. Грушаса она получит приз за лучшую женскую роль на фестивале драматургии национальных республик. Критики будут говорить, что талантливой актрисе подвластны комедия и драма, водевиль и народная трагедия, а среди основных черт её дарования назовут абсолютную подлинность чувств, пленительную задушевность и психологическую углублённость.

Новым вдохновенным этапом творческой жизни Татьяны Сергеевны Краснопольской станут работы в спектаклях выдающегося режиссёра Анатолия Васильевича Иванова. Сложные, часто противоречивые  женские характеры и судьбы будут воплощены ею с блеском и мастерством в таких постановках, как: «Кабанчик» В. Розова (Кашина), «Резвые крылья Амура» по пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы» (Купавина), «Прости меня, мой ангел белоснежный» по ранней пьесе Чехова «Безотцовщина» (Саша). Этот чеховский спектакль покажут на пяти международных и всероссийских фестивалях, включая Международный фестиваль имени А.П. Чехова в Москве. Постановка А.В. Иванова «Всё в саду» по пьесе Э. Олби, в которой главную роль Дженни исполнила Т.С. Краснопольская, была представлена на главной сцене МХАТа имени А.П. Чехова. Огромным успехом пользовались «Там же, тогда же…» Б. Слейда (Дорис), «Театральный романс», созданный по мотивам ранних пьес А.Н. Толстого, где актриса создала многоплановый образ своей героини Огневой, «Любовь моя, Мелек!..» Хюлледжи (Адиле Дуду). Постоянными аншлагами сопровождался спектакль «Канары – это в Испании, мама!» по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала», где партнёрами Краснопольской стали народные артисты России Римма Мануковская и Юрий Кочергов.

Впечатляющими были роли Татьяны Краснопольской в «Ревизоре» Гоголя (Анна Андреевна), «Вечно живых» Розова (Анна Михайловна), «Приходи и уводи» Птушкиной (Вера), «Вишнёвом саде» Чехова (Раневская). Во всех этих постановках проявился в полной мере не только накопленный жизненный и сценический опыт, но и тонкое чувство партнёра, способность вести за собой актёрский ансамбль, являясь безусловным его лидером. Необходимо сказать, что все годы работы Татьяны Краснопольской в театре её окружала замечательная плеяда коллег (среди которых были заслуженные и народные артисты страны), творчески обогащавших друг друга…

Помогая Анатолию Васильевичу Иванову в работе со студентами Воронежской академии искусств, Краснопольская (как режиссёр-педагог) участвовала в постановке спектаклей, занявших достойное место в репертуаре кольцовцев. Зрителями восторженно были приняты «Женитьба Фигаро» Бомарше и «Доходное место» А.Н. Островского. Они с аншлагами шли более десяти лет. Спектакль «Доходное место» участвовал в фестивале «Островский в доме Островского», проходившем в столичном Малом театре (апрель 2000 г.), а ещё раньше был снят Центральным Телевидением для программы «Золотой театральный фонд российской провинции XX века». О феерической постановке «Женитьба Фигаро» (покинувшей репертуар Кольцовского театра вместе со сменой художественного руководителя) зрители говорят, как о празднике, который и сегодня явился бы украшением воронежской сцены. С ними нельзя не согласиться, ибо вместо восторга, праздника и потрясения театральная публика в последние годы на самых разных подмостках и телевизионных экранах зачастую видит претенциозный эпатаж и стёб, «режиссёрскую концепцию» поверхностно образованного «художника», игру «формы», не наполненной достойным содержанием, Смыслом и Сверхзадачей, живой, по-настоящему волнующей жизнью человеческого духа – всем тем, что было присуще лучшим образцам отечественного психологического театра, русской и мировой литературы.

Одним из последних спектаклей Татьяны Краснопольской стал «Отель Беверли Хиллз» в постановке Игоря Селина по пьесе Нила Саймона «Калифорнийская сюита» в 2010 году.

Неожиданный уход актрисы из жизни поверг в шок всех её друзей и коллег, студентов и многочисленных поклонников. Похоронена народная артистка России Татьяна Сергеевна Краснопольская на Троекуровском кладбище в Москве на одной аллее со звёздами российского театра и кино.

В марте 2011 года в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина состоялся вечер памяти народной артистки Краснопольской, на котором присутствовали многие известные деятели культуры России.

Владимир   Межевитин

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.