В каждом городе есть свои особенности, которые характеризуются своею достопримечательностью и особенностью.Есть своя недобрая слава и в Воронеже о микрорайоне Машмет. Она сложилась не сразу и не вдруг. Наш город развивался более 400 лет. По некоторым данным он имеет гораздо больше лет, но современные учённые историки и краеведы остановились на 425-летии города Воронеж. И наш воронежский светило, историк Владимир Павлович Загоровский, с кем я лично встретился незадолго до его ухода из жизни, этой версии придерживается. Вопрос у меня был к нему следующий — Что ему известно о нашествии Чингизидов  на Русь в 1237 году и битве рязанских князей на реке Воронеж? Могла ли она произойти под Таврово?… Он тогда мне это ничего не подтвердил и не опроверг.

А между тем хроники, дошедшие до нас говорили что «Осенью 1237 г. монголы начали подготовку к зимнему походу на Северо-Восточную Русь. Персидский хронист Рашид-ад-Дин сообщает, что «осенью упомянутого года (1237) все находившиеся там (в Дешт-и-Кыпчак) царевичи устроили курултай и, по общему соглашению, пошли войной на русских». На этом курултае присутствовали как Чингизиды, громившие земли буртасов, мокши и мордвы, так и царевичи, воевавшие на юге с половцами и аланами. Для похода на Северо-Восточную Русь собрались все силы монголов. Источники дают возможность примерно установить районы концентрации монгольского войска для похода на русские княжества. В письме-донесении (осень 1237 г.), побывавшего в то время в Суздальской земле, венгерского монаха Юлиана сообщается, что монголы разделили «все войска, идущие в западные страны» на несколько частей: «одна часть у реки Этиль на границах Руси с восточного края подступила к Суздалю. Другая же часть в южном направлении уже нападала на границы Рязани, другого русского княжества. Третья часть остановилась против реки Дона, близь замка Воронеж, также княжества русских» Стоянка монголов «близь замка Воронеж» косвенно подтверждается русскими летописями. Где сообщается, что Батый до вторжения в пределы Рязанского княжества «зимоваша… под Черным лесом, и оттоле приидоша безвестно на Рязанскую землю лесом». «Темные боры», которые были отлично известны летописцам и представляли собой заметные ориентиры в степях, южнее границ Рязанского княжества встречались только в пойме реки Воронеж или в междуречье Воронежа и Дона. Низовья реки Воронежа стали осенью 1237 г. местом сосредоточения монгольских войск. Сюда подходили монгольские отряды, закончившие войну с половцами и аланами. Возможно, одновременно другая часть монголов (как сообщает Юлиан) собирались восточное, на границах Рязанского княжества, и впоследствии соединялась с группировкой, двигавшейся от Воронежа».

В середине XVI века Московское царство от набегов крымских и ногайских татар защитил оборонительный комплекс из укрепленных городов, лесных и водных преград и специально созданных фортификационных сооружений — городков, острогов, валов, частоколов и прочих труднопреодолимых преград для татарской конницы. Созданная по велению царя Ивана IV Грозного и нареченная Чертой или Государевой Заповедью, эта гигантская 800-километровая линия укреплений позднее называлась Большой засечной чертой или Тульской оборонительной линией – по месту главного города, откуда в XVII веке осуществлялось руководство реконструкцией фортификационных сооружений. К тому времени «в поле» на месте будущей укрепленной линии  уже стояла ее первая крепость — воздвигнутый в 1586 году, Воронеж, который по времени и месту своего основания возглавлял список русских укрепленных селений, именуемых «городами поля» или «польскими» городами. 

   Наивысший расцвет Воронежа произошёл уже при Петре Первом, когда царь принял решение выйти к Азовскому морю и отвоевать у турок крепость Азов 1695 году. Для этого в Воронеже он решил флот. И Воронеж на 500 дней стал столицей царства. Сюда переехали все министерства и бояре из Москвы. Со всех концов России сюда собрали мастеровых, которые строили флот. Город в несколько раз увеличился жителями и военными.

Уже после смерти царя-императора Петра Первого город стал  обыкновенным губернским городком. И второе возрождение города произошло после Октябрьской Революции при власти Советов. Когда город начал отстраиваться прежде всего промышленными предприятиями. Вот тогда-то в городе и построили Машмет, шинный завод, авиационный завод и завод им.Кирова. И это был период индустриализации по всему СССР. Помогали многие заводы строить немцы, французы, итальянцы и американцы. Потому, что у них были все передовые технологии и Союз им платил золотом и валютой. И благодаря чему мы смогли одолеть фашистскую Германию в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. Город развивался и в 60-80 годы прошлого столетия. Возникли новые производства электроники, бытовой техники. Всё рухнуло с развалом СССР, когда «наши Западные партнёры» советовали России все заводы приватизировать, производства закрыть. Всё готовое вы кипите у нас, зачем вам производство! 

Вот тогда и расцвело понятие Машмет, как что-то отсталое, забитое, позорное и никому не нужное. Машмет погрузился в наркоманию, нищету и в бандитизм, как и вся страна. Под этот развал попал и весь сельско-хозяйственный блок и теплицы огурцов на Машмете. Наши местные олигархи вместо того, чтобы вкладывать свои деньги в производство, начали скупать земли и на этом месте строить высотки с квартирами. Не знаю на сколько лет хватит этих домов (внешне красивых и привлекательных), но знаю, что в них все жильцы уже сегодня чувствуют дискомфорт и дороговизну тарифов за услуги ЖКХ!

Единственный плюс Машмета это торжественно-открытый железнодорожный переезд и реконструкция шинного завода. Теперь завод не выбрасывает тонны пыли и грязи из своих цехов. Ещё одно чудо произошло в «Огурцах», впервые к нам заглянул цирк шапито. Впервые в шаговой доступности и прекрасной цирковой программой! И мне кажется, и я в этом уверен — именно культурных программы нам на Машмете не хватает…

Материал подготовил к публикации Сергей Ольденбургский. Фотографии автора и из интернета.