Повороты судьбы
Казалось бы, после окончания политехнического института ему была уготована профессия инженера. Но всё изменилось после студенческого спектакля «Что тот солдат, что этот» Воронежского института искусств, на который принесла билет знакомая девушка с филфака университета. Проникновенные монологи, музыкальные номера, зонги, карате, волнующая драматургия Бертольта Брехта – всё это произвело неизгладимое впечатление на выпускника политеха Владимира Межевитина. Это вызвало желание посмотреть все дипломные постановки курса Виолетты Владимировны Тополаги и самому попробовать поступить на её курс. Тогда же, в 1982-м, Владимир и поступил в мастерскую, где педагогами были, помимо Тополаги, Николай Вячеславович Дубинский, Владимир Степанович и Ирина Борисовна Сисикины. Благодаря урокам талантливейшего режиссёра и писателя Владимира Сисикина возникло желание самому заниматься режиссурой: начал ставить отрывки некоторым однокурсникам, ездившим показываться в театры разных городов после окончания учёбы.
В конце 80-х, когда Владимир, выбирая между режиссурой кино и телевидения, работал то режиссёром на воронежском ТВ, то ассистентом постановщика на киностудии «Ленфильм»,
познакомился он со многими известными актёрами, среди которых были Игорь Дмитриев, Михаил Светин, Анна Самохина, Михаил Боярский, Николай Гринько, Валерий Приёмыхов, Юрий БогатырёвО Богатырёве (о нём сегодня жёлтая пресса распространяет всякие небылицы) и разговорах с ним на съёмках до сих пор Владимир Межевитин вспоминает с особой теплотой, отмечая его интеллигентность и способность радоваться таланту коллег по театру и кинематографу, и больше других – таланту Ии Саввиной – актрисы, родившейся в Воронеже. С ней он многие годы работал на сцене МХАТа, ценил её дарование и человеческие качества. В 90-е, после окончания режиссёрского факультета Всероссийского института работников телевидения и радиовещания Владимир Межевитин работал в «Останкино» и на «Шаболовке» режиссёром и сценаристом.
В его фильмографии – бунинский «Солнечный удар», телепередачи, спектакли и фильмы, такие как: «Прогулки с Буниным», «Посылаю тебе мою душу», «Поэтический альбом. Дмитрий Веневитинов», сюжеты о воронежских художниках Владимире Попове, Алексее Загородных, музыканте и педагоге Вере Теплитской, заслуженном артисте России (профессоре ВГИИ) Евгении Слепых, участие в кинофильмах: «Дон Сезар де Базан», «Государственная граница», «Старые молодые люди», «Тацу»Среди передач Центрального телевидения – «ПЕН-клуб», «Былое», «Вечерний альбом», «Там-там новости»… На воронежском ТВ – «Вечерний Воронеж», «Собрание сочинений», «Вечер вместе», «Просто жизнь», «Дискуссионный клуб»
Во время распада отечественного кинематографа, перестройки российского телевидения на западный манер (в середине 90-х) Владимир Межевитин стал обращаться к журналистике, публикуя статьи, касающиеся истории и проблем нашего искусства. Печатался он в газетах и журналах Москвы и
Воронежа: «Экран и сцена», «Страстной бульвар, 10», «Новая газета», «Коммуна», «Воронежская неделя», «Молодой коммунар», «Воронежские вести», «Здравствуй!», «Воронежский курьер», «Берег»… С 2015 года постоянно публиковался в журналах «Евразийский форум» и «Берегиня•777•Сова». Сегодня в послужном списке Владимира Александровича более 800 публикаций. Героями его статей были не только художники, литераторы, музыканты, учёные, но и, конечно же, деятели театра и кино.  О многих из них он может говорить часами. Охотно вспоминает не только уважаемых им режиссёров старшего поколения (советских): С. Герасимова, С. Бондарчука, М. Хуциева, В. Шукшина, А.Тарковского, К. Худякова, Н. Губенко, Г. Данелию, В. Меньшова, В. Наумова, А. Митту, А. Прошкина, П. Тодоровского, А. Германа, В. Бортко, Н. Михалкова, А. Кончаловского, В. Басова, Л. Шепитько, Э. Климова, И. Авербаха, Ролана и Леонида Быковых… – но и более молодых: Урсуляка,
Лебедева, Хлебникова, Хвана, Балабанова, Шенгелию, В. Тодоровского, Ф. Бондарчука, Малюкова, Шипенко, воронежских режиссёров Г. Евтушенко, С. Лялина

С удовольствием говорит о литературных именах и деятелях театрального искусства, советских постановщиках, покоривших
своими спектаклями зрителей самых разных стран.

Рассказ о Воронежском киноклубе

Говоря об искусстве кино, Владимир Александрович Межевитин увлекательно рассказал мне не только историю появления кинематографа, чьё 125-летие отмечали в конце 2020 года, но и при этом напомнил о том, что один из первых киноклубов в Советском Союзе, называвшийся «Друзья десятой музы», был организован 55 лет назад в Воронеже. А киноклуб «Слово» (одним из основателей которого
он стал вместе с режиссёром Владимиром Паршиковым), созданный в Никитинской библиотеке, отпраздновал на днях своё 5-летие. Отцами-основателями клуба «Друзья десятой музы» стали преподаватель Воронежского государственного университета Борис Владимирович Кривенко (позднее – профессор ВГУ) и Борис Никифорович Свешников (педагог и общественный деятель), а также директор кинотеатра «Пролетарий» (одного из крупнейших после реконструкции 1969 года в Советском Союзе) Ефим Исаакович Гольдберг.
Через несколько лет этот киноклуб возглавил кандидат искусствоведения Сталь Никанорович Пензин (основавший в начале 70-х киноклуб ВГУ) – подвижник, удостоенный премий Союза кинематографистов СССР (1987) и России (2003). Он многие годы был бессменным руководителем клуба «Друзья десятой музы» и активным популяризатором киноискусства. Его перу принадлежат сотни статей, опубликованных в воронежской и столичной прессе, и более десятка книг, изданных в
Воронеже и Москве. Активно помогали ему в деятельности киноклуба директор воронежского облкинопроката Леонард Александрович Машнев и директор «Пролетария» (с 1968 г.) Владимир Васильевич Нестеров.
Киноклуб «Друзья десятой музы» был одним из первых в стране. История его уникальна и удивительна. Она включает в себя не только просмотры лучших отечественных и иностранных фильмов, обсуждение их, но и массу разнообразных мероприятий, запомнившихся воронежским
зрителям. Среди этих мероприятий были и встречи с известными авторами картин и кинокритиками, лекции, вечера, диспуты, фестивали, на которых показывались как художественные, игровые, так и документальные и мультипликационные ленты, являющиеся произведениями искусства, а также участие членов клуба во всевозможных кинофорумах, проводимых не только в России, но и в других
союзных республиках. Инициативы киноклуба «Пролетария», связанные с творческими встречами (с создателями
фильмов) и показами картин по «театральному принципу» – заранее запланированными в афишах шедеврами советского и зарубежного экрана, тонкими, сложными, часто не имеющими коммерческого успеха, требующими сопутствующей работы со зрителем, – поддержали и другие кинотеатры. Среди них были «Юность» (директор Елена Яковлевна Гудошникова), «Луч» (директор Владимир Михайлович Селезнёв), «Дружба» (директор Эмилия Ивановна Олекминская), а вслед за ними
кинотеатры «Спартак», «Родина», «Комсомолец», «Мир», некоторые дворцы культуры и заводские клубы…
Новое дыхание киноклубному движению в стране принесла «электронная революция». Видео, DVD, интернет, казалось бы, дали возможность смотреть любые фильмы в удобное для зрителей время. Но, к сожалению, тогда же, в конце 80-х – начале 90-х годов (из-за развала Советского государства,
катастрофических политических и социальных потрясений, смены культурных и нравственных ориентиров и ценностей), кино оказалось отданным на откуп бизнесу, ставшему насаждать бесконечные кровожадные боевики и шокирующие фантастические блокбастеры, постоянно снижая вкусы зрительской аудитории, ориентируясь большей частью на её нетребовательность и только собственную прибыль.
«Немалую лепту в снижении запросов публики внесли и коммерциализировавшиеся СМИ (получившие новых хозяев-руководителей, присягнувших на верность новой «перестроечной» власти), постоянно рекламируя и показывая изделия зарубежной и российской масскультуры и её кумиров,
намеренно уклоняясь от серьёзных разговоров о кино как искусстве, которое может и должно поднимать человека, побуждая в нём лучшие качества, способствуя широте кругозора и развитию личности, а не спекулируя на низменных инстинктах, пошлости, эпатажности, изощрённой технологичности (не имеющей, по сути, высоких гуманистических устремлений и смыслов; а если такие смыслы и имелись, то разглядеть их под завалом сценарных и режиссёрских извращенческих «наворотов» было почти невозможно), уничижая и развращая человеческие души», – так считает Владимир Александрович.

В начале 2000-х киноклуб «Друзья десятой музы» (в кинотеатре «Пролетарий») прекратил своё существование. Сталь Никанорович Пензин и его сподвижники продолжали киноклубную  деятельность в небольших залах воронежских вузов и Доме актёра. После ухода из жизни Пензина (в августе 2011 года), а вслед за ним и его помощников – Альбины Борисовны Смирновой и Людмилы Александровны
Кеповой – возник определённый вакуум в киноклубном движении города. Обращением ко всем подвижникам искусства (в том числе и воронежским), ко всем честным, мыслящим людям России – её любящим и стремящимся участвовать в её возрождении – продолжали актуально звучать и тогда, на рубеже веков, и в последующие годы слова известнейшего актёра, режиссёра и политического деятеля Николая Губенко (произнесённые в конце 90-х), призывавшего «…не путать трагическое с безнадёжным… Сопротивляться злу…» и говорившего: «Сегодня народная интеллигенция – на корабле невольников. Она добровольно приковала себя к этой галере
ответственностью за судьбу народа. И пусть на этой галере много надсмотрщиков, пусть кровоточат ладони, слезятся глаза и нечем дышать – интеллигенция не должна бросать вёсла, а
должна грести! В годы смуты, неуверенности и потери цели, когда «журнализм» заменяет философию, порнография – любовь, мистика – религию, астрология – астрономию, интеллигенция должна быть надёжной опорой народа, который не разучился чувствовать и думать… Понятно, что
такой выбор предполагает большой объём духовного содержания, мужества и порядочности…» Словно бы откликаясь на призывы, подобные призыву Николая Губенко, и ситуацию, складывающуюся в отечественной культуре и кинематографе, а также на традицию просвещения,
требующую продолжения киноклубной истории города, в одном из основных центров воронежской культуры – областной научной универсальной библиотеке имени И.С. Никитина – было решено открыть киноклуб «Слово» и начать работу по продвижению и изучению отечественного кинематографа – игрового и документального.
Киноклуб начал свою деятельность 26 марта 2016 года. Инициатором его создания выступил член Союза кинематографистов РФ, режиссёр Владимир Юрьевич Паршиков, а соратниками его стали главный библиотекарь отдела читальных залов Ольга Алексеевна Полянская и Владимир Александрович Межевитин. На одном из первых собраний клуба прозвучали как напутствие слова из книги Сталя Никаноровича Пензина, посвящённой киноклубному движению: «…Художественное творчество способно не только развлекать. Оно обладает уникальными возможностями для развития и воспитания личности. Не случайно во «Всеобщей декларации прав человека» статьи о правах на образование и на искусство расположены рядом: Статья 26. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой
личности… Статья 27. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества,
наслаждаться искусством… К сожалению, далеко не все способны реализовать свои права и войти в мир кино. Тому
множество объективных и субъективных причин. Кинематограф – это не только фильмы, а сложный процесс, коммуникативная цепь, основными звеньями которой являются автор и создание фильма, сам фильм и его герои, кинопрокат и, наконец, мы, зрители. Кинотеатры в погоне за прибылью отказываются учитывать интересы всех нас. Субъективная причина – в распространённом заблуждении, будто для восприятия фильма не требуется никаких знаний, никаких усилий. А это не так. Экранное искусство обладает сегодня богатыми и подчас сложными средствами художественной выразительности. Начальные сведения о специфике кино, о его языке, с помощью
которого создаётся фильм, обязательны, чтобы полностью разобраться в происходящем на экране, верно расшифровать авторский замысел, объективно проанализировать картину. У большинства людей не развита эстетическая потребность в серьёзном, авторском кинематографе. Чтобы войти в мир кино, каждому необходима хотя бы краткая информация о творчестве наиболее известных мастеров отечественного и зарубежного кино. Кино очень молодо, но у него уже своя богатая история. Как невозможно стать полноценным читателем, если не слышал о Пушкине, Толстом, Чехове, так нельзя считать себя полноценным зрителем без знакомства с творчеством С. Эйзенштейна, И. Бергмана, Ф. Феллини, А. Тарковского и
других выдающихся мастеров отечественного и мирового кино…» Это послание известного киноведа перекликалось с официальными документами многих стран Европы и России в частности, в которых говорилось, что медиаобразование определяется как обучение, которое стремится развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные
суждения на основе полученной информации. Медиаобразование позволяет людям осуществлять их
право на свободу, самовыражение и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность. В этом смысле оно готовит к демократическому гражданству, политическому и историческому пониманию жизни… За пятилетний период работы киноклуб «Слово» провёл несколько десятков интереснейших встреч, просмотров и обсуждений художественных игровых, документальных и анимационных
фильмов, творческих вечеров и концертов. Гостями его были:
— режиссёр и главный редактор Информационного агентства «Профи» Леонид Алексеевич Асташов, показавший свой фильм о воронежском поэте, операторе, режиссёре, журналисте Владимире Павловиче Шуваеве «Атлантида Владимира Шуваева», чьим именем был назван киноклуб «Слово»; — известнейший художник-мультипликатор, живописец и скульптор Вячеслав Михайлович Назарук, лауреат Государственной премии СССР (встреча с ним состоялась во время премьеры посвящённого ему фильма, снятого режиссёром В.Ю. Паршиковым); — режиссёр, сценарист, продюсер, заслуженный деятель искусств РФ Галина Евтушенко. Галина Михайловна – лауреат премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, лауреат и номинант престижных отечественных кинопремий «Ника» и «Золотой Орёл», профессор Российского
государственного университета. Она дважды показывала в киноклубе свою двухсерийную документальную картину «Пушкинская Италия», получившую международную Пушкинскую премию; — координатор Болгарского культурного института Ирина Ромак с показом советско-болгарского
фильма «Барьер»; — известный журналист Павел Викторович Селин, показавший свои новые документальные
фильмы; — режиссёр Сергей Леонидович Зайцев, член Союза кинематографистов и гильдии кинорежиссёров России, Союза писателей России, лауреат нескольких фестивалей, показавший
фильмы, приуроченные к 100-летию со дня рождения А.И. Солженицына; — журналист, член Союза кинематографистов России и заслуженный работник культуры РФ Альберт Витальевич Попов с показом и разбором фильмов «Жаворонок» и «Т-34»; — журналист Владимир Юрьевич Крапоткин с лекцией «Драматургия и язык кино»; — автор-исполнитель песен, лауреат международных и отечественных фестивалей Ирина Николаевна Ким с концертами «Песни кино»… Принимали участие в творческих вечерах клуба журналисты Ю.Н. Шамин, Н.Н. Тимофеев; профессор Воронежского государственного института искусств, заслуженный артист РФ Евгений Фёдорович Слепых; дирижёр Воронежского театра оперы и балета, член Союза композиторов России Татьяна Александровна Шипулина; редактор интернет-газеты «Культура-Воронеж.ру» Сергей
Георгиевич Соболев; педагог и общественный деятель Егор Иванович ИвановУчастники киноклуба «Слово» провели несколько незабываемых «телемостов» с авторами документальных фильмов. Особо памятными стали встречи:
— с режиссёром-документалистом, заслуженным деятелем искусств РФ, кандидатом искусствоведения Мариной Михайловной Бабак (после просмотра её фильма «Маршал Жуков. Страницы биографии»); — режиссёром, сценаристом, президентом Ассоциации документального кино СК РФ, лауреатом кинематографических фестивалей Галиной Петровной Леонтьевой, давшей возможность посмотреть
воронежцам целую серию своих проникновенных документальных работ; — режиссёром, заслуженным деятелем искусств РФ, лауреатом целого ряда престижных кинофорумов Андреем Владимировичем ОсиповымЗапомнились видеовстречи с поклонниками кино из Донецкой республики, а также молодыми режиссёрами и сценаристами, чьи работы демонстрировались в воронежском киноклубе. Только в сезоне 2018/2019 годов, переходящем в 2019/2020 (юбилейный для мирового кинематографа и города), состоялись показы (с последующими диспутами) более 2-х десятков картин, среди которых были: «Беслан. Память» (режиссёр В. Цаликов); «Незваный друг» (Л. Марягин); «Русские немцы» и «Ударная волна» (В. Эйснер); «Лето любви» (Ф. Фальк); «Слово» (С. Мирошниченко); «Солженицын и Струве» (А. Судиловский); «Леонид Быков. Которого любили все» (Л. Осыка); «Пришёл солдат с фронта» (Н. Губенко); «Искусственное дыхание», «Легенда. Первый полёт», «Было у отца три сына» (Г. Леонтьева); «Сынок» (В. Паршиков); «Восточный фронт», «Забытые полёты», «Параджанов. Тарковский. Антипенко. Светотени» (А. Осипов); «Союзники. Верой и правдой» (С. Зайцев); «Никто ослепил меня» (Святослав Варнашов); «Печки-лавочки» (В. Шукшин);
«Ёлки-палки» (С. Никоненко); «За счастьем» (Д. Сидоров, С. Демидова); «Мухоловка и другие жители Земли» (С. Быченко); «Цирк сгорел, и клоуны разбежались» (В. Бортко); «По главной улице с оркестром» (П. Тодоровский); «В четверг и больше никогда» (А. Эфрос), «Со мною вот что происходит» (В. Шамиров)…
Постоянно вспоминали на встречах киноклуба юбиляров года и ушедших мастеров кино. Статьи о работе клуба публиковались не только на его сайте, но и в воронежской периодике.
Завершая наш разговор о кинематографе и размышляя о сегодняшних телепередачах и фильмах (напичканных антисоветчиной) о выдающихся личностях экранного и сценического искусства (да и всей советской культуры) 20 века, Владимир Александрович посетовал на то, что в них едва ли
дождёшься благодарности в адрес Великой многострадальной Родины, победившей в ужасной войне, навязанной ей кровожадной фашистской Европой. Заслуженных слов признательности и сострадания многонациональной Державе – выстоявшей в страшных исторических и военных испытаниях ценой огромнейших человеческих и материальных потерь. Советской стране, возродившейся из пепла и достигшей в своих свершениях невероятных высот, давшей возможность родиться и состояться бесчисленному множеству талантливейших людей, а среди них и гениальным художникам, украсившим своим творчеством русскую и мировую культуру…
С его высказываниями трудно не согласиться.
  Автор материала Полина Переверзева

Фото из личного архива Владимира Межевитина